Буква поглощает звук (второй уровень хайку, статья № 1 )

 

 

I. Разногласия с официальной наукой во взглядах

на количество гласных и сущность глаголов

 

Теория хайку ледоходом идёт по оковам традиционных наук и, прежде всего, по учениям отечественных филологов. Выступая год назад в Институте русского языка, я привёл хайку-доказательства:

– наличия в русском языке не шести гласных, а пяти пар мягких и твёрдых гласных;

– того факта, что глаголы не являются носителями смысла, а лишь – информации. Расшифрую чуть подробнее это положение. Дело в том, что запись этой лекции велась Карушиной Олесей, однако почему-то техника отказала. А в разосланном лучшим хайдзинам конспекте моего выступления этот пункт был лишь обозначен без всякого обоснования.

Итак, филологи утверждают, что носителями смысла являются глаголы. Это положение противоречит краеугольному положению теории трёхстиший уже первого уровня, согласно которому: хайку – жанр существительных. Есть достаточное число безглагольных краткостиший, обладающих смыслом или богатым содержанием (как кому будет угодно). Есть даже техника хайку «усушки глаголов». При этом главной целью хайку провозглашается смысл (содержательная сторона). Что интересно, к такому же выводу (что хайку – жанр существительных) пришли и японские теоретики хайку. В чём же дело?

Этот парадокс объясняется просто. Филологи рассматривают предложение, построенное по принципу подчинения, начинающееся с заглавной буквы и оканчивающееся точкой. Подчинение является частным случаем сравнения (кстати, в хайку не сравнивают), а сравнение возможно только на прямой или, другими словами, на одном уровне ценностей. Но для установления иерархии и движений по прямой можно использовать такой термин как информация. Таким образом, глагол в обычных предложениях (со знаками препинания для однозначности понимания текста) является банальной информацией: «Ваня купил пакет молока».

Хайку – конструкция многоуровневая и вариативная, и по этой причине содержательная. Секрет содержательности, таким образом, в слоистости жанра.

 

II. Разногласия с официальной наукой и поэтикой во взглядах на главенство звуков.

 

Второй уровень хайку начинается с парадоксального утверждения главенства букв над звуками. Научный взгляд примерно такой. Сначала были звуки. Затем появились звуки речи, те, из которых состоят слова и которые образуют слова. И наконец, уже совсем недавно возникли знаки, с помощью которых устная речь передаётся на письме. Подразумевается, что звуки речи – главное, а буквы – не более чем инструмент для отображения звуков.

Это положение долго было объектом моего внимания. Решающими стали события после 2005 года, когда вышла книга «Опоры моста», я ознакомился с принципами карт Таро, и, главное, прочитал «Праведы» (Древнее священное Знание северных волхвов, Журкин В.М., М.: Белые альвы, 2005).

 

II.а «Опоры моста»

 

В выступлении в Левобережной дубнинской библиотеке (сентябрь, 2016) я раскрыл замысел этой книги, однако текст не записался на видеокамеру по причине её перегрева. Поэтому вернусь к этому вопросу ещё раз.

Бюджет книги составил 10 000$. Шесть тысяч взяло издательство. Три тысячи – автор и составитель «Опор» Михаил Кожин. Тысяча – накладные расходы. Эта сумма была выиграна в казино Москвы. Во многие из них мне был закрыт доступ, но с крупнейшими клубами я сотрудничал (даже без права играть) до самого их запрета.

Михаилу Кожину я сформулировал задачу примерно так: каждый стих должен сопровождаться номером, комментарием, фотографией и иероглифом (с переводом основного значения). Условно: четыре строго об одном. Из 248-и краткостиший 205 было моих, 19 – Михаила Кожина, 24 – Алексея Грохотова (1964-2008). Практически все они начинались с большой буквы и оканчивались точкой, иными словами, были плоскими, проводили одну мысль без вариаций. Снимки должны были не уводить в сторону, а максимально соответствовать теме, обозначенной в трёхстишии.

Целей, которые я при этом преследовал, было три:

— найти смыслонесущую часть речи;

— исследовать характер ключевых слов;

— понять иерархию звука, буквы, цифры и изображения.

 

  1. Цель первая: найти смыслонесущую часть речи.

 

Меня угнетала идея филологов, что смыслонесущая часть речи – глагол. Это насколько убогие предложения было нужно рассматривать, чтобы прийти к такому выводу? Как же я доказал себе, что основной смыслонесущей частью речи является существительное, или так: при разбиении предложений (или двух, связанных одним смыслом) на три строчки происходит ли смещение смыслонесущей части речи к существительному?

Для решения этой задачи мне был нужен умный, честный и ответственный автор. Здесь мне повезло. Михаил Кожин месяцами пишет трёхстишия и годами оттачивает стихи. К тому же оплата труда также была существенной. Для чистоты эксперимента я сделал так, что автор не знал сути моей личной задачи. А корнем был иероглиф, вернее, его перевод. Ведь что значит, сопроводить трёхстишие иероглифом?

Составитель должен для себя решить, что является сутью предложения. И не только решить, но и выразить его предельно лаконично (идеально – одним словом). И уже потом найти соответствующий иероглиф. Если суть предложения будет выражена глаголом, значит, он и есть смыслонесущая часть речи.

В книге было приведено 248 трёхстиший. В 230-ти из них (это примерно 93%) были глаголы. Однако в 64% случаев Михаил Кожин определил суть стиха существительными, и лишь в 25% — глаголами. А ведь это были, в большинстве своём, простые предложения.

 

№ 014

Раскрывает клюв

почка из гнезда

солнцу навстречу.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 38-39)

«Ребёнок» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 046

Не может заснуть

красный глаз земляники

от пения птиц.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 102-103)

«Бессонница» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 051

Ткани прозрачной

дождь опустил рукава

с крыш на дороги.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 112-113)

«Нить» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 062

Клевер в прицеле

у мессершмитта шмеля

не шелохнётся.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 134-135)

«Жаркий день» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 070

Плату настырно

требует каждый комар

под трель лягушек.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 150-151)

«Пруд» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 074

Раскалён асфальт.

Стая голубей клюёт

воздух июля.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 158-159)

«Зерно» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Очень тонко Михаил поймал «зёрна» асфальта и крупу.

 

№ 080

Пляжный волейбол.

Солнце

над сеткой повисло.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 170-171)

«Мяч» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 091

Гремят мешки туч

в пунктах приёма молний

на плечах ветра.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 192-193)

«Гром» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 094

В свинцовом небе

отливаются

капли.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 198-199)

«Облачность» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 115

У дороги – крест,

у креста – скамья и стол,

на столе – стакан.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 240-241)

«Могила» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 123

На моей груди

кошка свернулась кольцом,

упавшим с руки.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 256-257)

«Дом, семья» (основные значения иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 126

Окно любимой

показалось в тумане…

Нет – просто луна.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 262-263)

«Мечта, иллюзия» (основные значения иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 129

Тихо говорит

высоковольтный провод

о силе своей.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 268-269)

«Электричество» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 203

Замёрзли в окне

отпечатки ладоней

Деда Мороза.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 416-417)

«Картина» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

И т.д, и т.д.

 

При этом, что отрадно, если суть трёхстишия глагольная, то Михаил чувствовал это и в безглагольных предложениях.

 

№ 059

Июньский ветер

с аварийной посадкой

снежинок в Москве.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 128-129)

«Падать (об осадках)» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 163

Москва – Лас-Вегас.

Ночные хороводы

неоновых ламп.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 336-337)

«Сиять» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

Так я утвердился во мнении, что смыслонесущая часть речи картинных предложений – существительное.

 

  1. Цель вторая – исследование характера ключевых слов.

 

Основные значения иероглифов являются одновременно и ключевыми словами. В 20% случаев сущностные слова, как в рассмотренных выше примерах, лежат вне лексики трёхстишия. Иначе говоря, чем выше уровень предложения, тем дальше от текста находится ключевое слово.

 

№ 00

Хайку написал

на счёте ресторанном

вместо чаевых.

Михаил Кожин («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 422-423)

«Дарить» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 14

Верчу в ладони

сухой колючий шарик:

«мой бедный Йорик!».

Михаил Кожин («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 450-451)

«Замерзать» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 01

Зима на все руки:

и прошлого нет как нет,

и под ногами небо.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 462-463,

«Весна» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

  1. NN. Просто вставка

 

Так как по настоянию Людмилы Грачёвой в моём блоге появился раздел «Опоры моста», то я сделаю лишь кажущееся отступление от главной темы. Нужно отметить, что столь большие деньги на издание книги были потрачены отнюдь не с целью получения барышей. С самого начала я эту книгу дарил или рассылал в качестве приза. Основная цель была исследовательская. В этой вставке я покажу одну из страниц своих исследований.

Мне сразу стало понятно, что иероглиф – самый важный знак среди прочего на развороте. И теория ключевых слов берёт своё начало именно отсюда. Условно говоря, плоское трёхстишие (или любое предложение) оказывается можно заменить одним словом. При этом слово может относиться к любой части речи. А значит можно любое предложение зашифровать в несколько предложений. Но что ещё интереснее, можно превращать абзацы в предложения, т.е. сокращать.

Можно разработать своеобразную грамматику плоских трёхстиший со своими синонимами, антонимами и омонимами. Интересна и связь разных авторов таких трёхстиший по ключевому слову. Покажу различные примеры.

 

12 пар

ТРЁХСТИШИЙ-АНТОНИМОВ

 

№ 1: белый-чёрный

 

Усталое спокойствие сада

времён первого снега

шито-крыто белыми нитками.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 508-509,

«Белый» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Чёрный «Ягуар»

обнюхивает фарами

лабиринт двора.

Михаил Кожин («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 436-437)

«Чёрный» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 2: бессонница – спать, дремать

 

Не может заснуть

красный глаз земляники

от пения птиц.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 102-103)

«Бессонница» (основные значения иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Продолжаю спать

под тёплым одеялом

раннего душа.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 344-345)

«Спать, дремать» (основные значения иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 3: быстро-долго

 

Зима сошла одним

стремительным побегом

исполнен горизонт.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 468-469,

«Быстро» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Ночью на луну

долго воет машина.

Хозяина нет.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 382-383)

«Долго» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 4: весна-осень

 

Зима на все руки:

и прошлого нет как нет,

и под ногами небо.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 462-463,

«Весна» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Осенью

где

настоящее время

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 492-493,

«Осень» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 5: ветер-туман

 

Унылый ветер

перебирает струны

высоких сосен.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 378-379)

«Ветер» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Утренний туман

взбивает

дворника метла.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 120-121)

«Туман» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 6: входить-выходить

 

Вечер. Уходит

красная ставка луны

в карман казино.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 338-339)

«Входить» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Март, голову запрокинув,

по капле выдавливая из себя

снега…

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 466-467,

«Выходить» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 7: дождь-снег

 

Линует окно

в первый раз непогода

апрельским дождём.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 46-47)

«Дождь» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Первый снег – сколько

мокрых кошачьих носов

шныряют в ладонях.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 506-507,

«Снег» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 8: зима-лето

 

Хрупкий наст хрустит.

Вслед кивнул головками

друг-чертополох.

Михаил Кожин («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 436-437)

«Зима» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

В кроне тополя

десант детей с облака

на парашютах.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 130-131)

«Лето» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 9: лёгкий-тяжёлый

 

Задел сапогом

одуванчик

на дропзоне.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 136-137)

«Лёгкий» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Словно под ливнем пыль

отяжелел подорожник, кровник

моей левой коленки.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 466-467,

«Тяжёлый» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 10: мало-много

 

Эх, мало места на даче –

тощие тени деревьев вечно мешают

ароматы картошки с укропом…

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 476-477,

«Мало» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Голубиное море

волнуется под дождём

крупы.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 136-137)

«Много» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 11: таять-замерзать

 

Тонкие льдинки

тают друг возле друга

на тёмной реке.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 24-25)

«Таять, растворяться» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Верчу в ладони

сухой колючий шарик:

«мой бедный Йорик!».

Михаил Кожин («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 450-451)

«Замерзать» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

№ 12: тёплый-холодный

 

Какой из камней теплее? –

не шелохнутся, столкнувшись

полдень, безветрие, стрекоза.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 474-475,

«Тёплый» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Холодный ветер

клянчит слёзы упорно.

Дам чаевые.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 136-137)

«Холодный» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

 

17 пар трёхстиший с (синонимичными)

ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ  КЛЮЧАМИ

 

Ключом удобно назвать основное значение иероглифа или то единственное слово, которым можно заменить плоское трёхстишие (предложение).

 

№ 1: ветер-дуть

 

Унылый ветер

перебирает струны

высоких сосен.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 378-379)

«Ветер» (ключ Михаила Кожина)

В паруса белья

дует северный ветер

над морем снега.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 406-407)

«Дуть» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 2: вечер-сумерки

 

С лыжной горки ель

на луну засмотрелась.

Пение ветра.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 402-403)

«Вечер» (ключ Михаила Кожина)

В сумраке леса

ель догорает свечой

тёмно-зелёной.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 30-31)

«Сумерки» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 3: глаза-смотреть

 

Летний вечер.

Вспыхнули два светляка

в кошачьих глазах.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 260-261)

«Глаза» (ключ Михаила Кожина)

Мой пристальный взгляд

отряхнул с ветки иней.

Взлетела ворона.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 388-389)

«Смотреть» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 4: дымить(281)-курить(283)

 

Туман за окном.

В прокуренном тамбуре

не видно лица.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 280-281)

«Дымить» (ключ Михаила Кожина)

Курит и курит.

Сдают нервы вулкана

перед концертом.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 282-283)

«Дымить» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 5: звезда-сиять

 

Искры рвутся ввысь…

Вон – одна зажгла звезду

в тёмной синеве!

Михаил Кожин («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 432-433)

«Звезда» (ключ Михаила Кожина)

Москва – Лас-Вегас.

Ночные хороводы

неоновых ламп.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 336-337)

«Сиять» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 6: зима-мороз-замерзать

 

Хрупкий наст хрустит.

Вслед кивнул головками

друг-чертополох.

Михаил Кожин («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 436-437)

«Зима» (основное значение иероглифа, приведённого Михаилом Кожиным)

Бьются рогами

на морозе деревья.

Трубный вой ветра.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 404-405)

«Мороз» (ключ Михаила Кожина)

Верчу в ладони

сухой колючий шарик:

«мой бедный Йорик!».

Михаил Кожин («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 450-451)

«Замерзать» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 7: книга-читать

 

Ветер

бьёт по щекам

страницу в книге.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 108-109)

«Книга» (ключ Михаила Кожина)

Слезинка крана

на страничку упала.

Читаю в ванной.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 254-255)

«Мороз» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 8: лето-жаркий день

 

В кроне тополя

десант детей с облака

на парашютах.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 130-131)

«Лето» (ключ Михаила Кожина)

Клевер в прицеле

у мессершмитта шмеля

не шелохнётся.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 134-135)

«Жаркий день» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 9: малыш-расти

 

На розовый мир

смотрит сквозь шарик

малыш.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 40-41)

«Малыш» (ключ Михаила Кожина)

Весенней ночью

у деревьев под луной

растут побеги.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 32-33)

«Расти» (ключ Михаила Кожина)

 

 

№ 10: музыка – песня, петь – слушать

 

От верхнего до-

ре-ми-фа-соль-ля-си-до-

нижнего: Боже!

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 482-483,

«Музыка» (ключ Михаила Кожина)

Ветер в проводах

поёт

по нотам ласточек.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 98-99)

«Песня, петь» (ключи Михаила Кожина)

Музыка ретро.

Водитель качается

в кресле скрипящем.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 56-57)

«Слушать» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 11: нога-след

 

Болтает водопад

ногами босыми

в холодной воде.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 176-177)

«Нога» (ключ Михаила Кожина)

В поле сугробы.

Следы для охотников

я оставляю.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 396-397)

«След» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 12: огонь-пламя

 

В пламени костра

белый наряд мотылька

ночь примеряет.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 294-295)

«Огонь» (ключ Михаила Кожина)

Не то чтоб конец ноября,

но ищет куда приткнуться

пламя спички в ладонях.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 502-503,

«Пламя» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 13: падать (об осадках)-снег

 

Июньский ветер

с аварийной посадкой

снежинок в Москве.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 128-129)

«Падать (об осадках)» (ключ Михаила Кожина)

Первый снег – сколько

мокрых кошачьих носов

шныряют в ладонях.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 506-507,

«Снег» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 14: падение-падать

 

Такой в этот год листопад –

паузы между словами и то

дворники отметают.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 494-495,

«Падение» (ключ Михаила Кожина)

Падает белка.

Лапу подаёт сосна

в последний момент.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 86-87)

«Падать» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 15: продавать(311)-торговать(479г),

 

Пугала в поле,

а на краю – старушки

торгуют в пыли.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 310-311)

«Продавать» (ключ Михаила Кожина)

Луна август ночь

торгует из-под полы

статуэтками эльфов

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 478-479,

«Торговать» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 16: ребёнок-играть

 

Раскрывает клюв

почка из гнезда

солнцу навстречу.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 38-39)

«Ребёнок» (ключ Михаила Кожина)

Играет в прятки

в молодом березняке

далматин-щенок.

Михаил Кожин («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 428-429)

«Играть» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 17: река-плыть

 

Мягкий шёпот волн…

Колыбельная реки

усыпила плес.

Михаил Кожин («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 434-435)

«Река» (ключ Михаила Кожина)

Плывёт жёлтый лист,

огибая пороги

туманной реки.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 356-357)

«Плыть» (ключ Михаила Кожина)

 

8 пар трёхстиший с (синонимо-омонимичными)

КЛЮЧАМИ-ГНЁЗДАМИ

 

№ 1: дорога, путь

 

Со стаей грачей

стою на дороге,

ловлю попутку.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 54-55)

«Дорога, путь» (ключ Михаила Кожина)

Тени шпалами

на дороге спрятались.

Телегу трясёт.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 60-61)

«Дорога» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 2: звать, манить

 

К кормушке

птиц зову.

Слетают листья.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 352-353)

«Манить, звать» (ключ Михаила Кожина)

Сентябрь, забудется день в лесу,

на паутине едва прикорнувшее эхо.

Останется – потерялся, услышать, зову.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 490-491,

«Звать» (ключ Михаила Кожина)

 

№ 3: знак

 

В строчках отмели

след катаканы чаек

тает в тумане.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 298-299)

«Знак» (ключ Михаила Кожина)

Мишенью стоит

круг дорожного знака.

Бросают снежки.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 392-393)

«Знак» (ключ Михаила Кожина)

 

Пауза в основной статье затянулась. Укажу, что ключу «дом» соответствуют трёхстишия на страницах 257 и 399, «картина» (73, 417), «курить» (21, 283), «падать» (87, 231), «река» (45, 435), солнце (323, 325) и т.д.

 

ФРАКТАЛЬНОСТЬ ТРЁХСТИШИЙ

 

Понятно, что любое предложение, составленное из ключевых слов можно «перевести» в совокупность трёхстиший (и наоборот).

 

Пример. «Тёплой ночью в поезде «Красная стрела» мужчина долго читает книгу «Сад камней».

 

1.

Какой из камней теплее? –

не шелохнутся, столкнувшись

полдень, безветрие, стрекоза.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 474-475,

«Тёплый» (ключ Михаила Кожина)

2.

Тени за окном

страницами шелестят.

Сон в летнюю ночь.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 106-107)

«Ночь» (ключ Михаила Кожина)

3.

Движение душ

в локомотиве жизни

на рессорах сна.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 271-272)

«Поезд» (ключ Михаила Кожина)

4.

Налились кровью

чёрные глаза анте

перед раздачей.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 340-341)

«Красный» (ключ Михаила Кожина)

5.

«Красная стрела».

Сбегаются рельсы

на стрелку.

Михаил Кожин («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 438-439)

«Стрела» (ключ Михаила Кожина)

6.

Дикий мужик

на скалистый утёс взобрался.

Море тайги шумит.

Михаил Кожин («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 426-427)

«Мужчина» (ключ Михаила Кожина)

7.

Ночью на луну

долго воет машина.

Хозяина нет.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 382-383)

«Долго» (ключ Михаила Кожина)

8.

Слезинка крана

на страничку упала.

Читаю в ванной.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 254-255)

«Читать» (ключ Михаила Кожина)

9.

Ветер

бьёт по щекам

страницу в книге.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 108-109)

«Книга» (ключ Михаила Кожина)

10.

Холмик окурков…

Тихо струится над ним

белых яблонь дым.

Алексей Грохотов (1964-2008),

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 474-475,

«Сад» (ключ Михаила Кожина)

11.

Жарко и сухо.

В терпком воздухе сумрак.

Шепчутся камни.

Игорь Шевченко («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 156-157)

«Камень» (ключ Михаила Кожина)

 

  1. Цель третья – понять иерархию звука, буквы, цифры и изображения

 

3.1 Фрактальность предложения и слова

 

Со всей очевидностью встал факт соответствия (самоподобия) трёхстиший (в большинстве случаев однопредложных) и слов. В науке есть соответствующий термин – фрактальность. Михаил Кожин в комментариях к моим трёхстишиям неоднократно отмечал эту особенность моего стиля.

 

№ 001

Камнем спит гора,

а вокруг камней горы

камни спят горой.

Игорь Шевченко,

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 12

 

Выдержка из комментария Михаила Кожина: «Отчётливо ощущается… фрактальность окружающего мира: у них одна и та же сущность – у величественной горы и маленького камня…».

 

№ 027

В лесу ствол тропы

меж деревьев ветвится

под кроной одной.

Игорь Шевченко,

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 64

 

Выдержка из комментария Михаила Кожина: «И снова автор пытается показать фрактальность природы. Лес предстаёт одним живым организмом: сожительство многих деревьев оказывается подобно отдельному дереву…»

 

№ 058

Летний рассвет.

На мониторе дома

открывают окна.

Игорь Шевченко,

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 126

 

Выдержка из комментария Михаила Кожина: «…Плюс ко всему – вложенность пространств … : столь любимая автором фрактальность».

 

№ 063

Задел сапогом

одуванчик

на дропзоне.

Игорь Шевченко,

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 136

 

Выдержка из комментария Михаила Кожина: «И снова неожиданная фрактальная связь человека и природы…»

 

И даже, когда Михаил не говорит в лоб о фрактальности, призрак самоподобия бродит по его комментариям.

 

№ 162

Вдали за окном

полыхает огнями

город на небе.

Игорь Шевченко,

«Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 334

Выдержка из комментария Михаила Кожина: «…Проникаешься осознанием того, что наш мир на Земле построен по образу и подобию огромного мира Вселенной!».

 

3.1 Свойства фрактального отражения

Фрактальные отражения бывают увеличивающими (близорукими или отрицательными) и уменьшающими (дальнозоркими или положительными).

Итак, в нашем случае, отражение предложения в слово – есть положительное отражение, т.е. уменьшающее.

1-е свойство

Это отражение: вариативно! В самом деле, каждый человек будет ассоциировать данное однопредложное трёхстишие со своим словом. Иначе говоря, подберёт свой иероглиф.

2-е свойство

Оно – предельно лаконично. Это одно слово, куда же мельче!

3-е свойство

Оно – безлично. Из 248-ми иероглифов, приведённых Михаилом Кожиным, ни в одном главном значении нет личных местоимений.

4-е свойство

Предметность и незавершённость. В 64%-ах случаев трёхстишия заменялись на имена существительные, в 25% — на глаголы (в неопределённой форме), в 7% — на прилагательные, в 3% — на наречия, в 1% — на числительные.

Если внимательно присмотреться, то свойства положительного (уменьшающего) фрактального отражения в основном совпадают со свойствами хайку. И мы вправе предположить, что хайку – положительное фрактальное отражение.

 

3.2 Цепочка фрактальных отражений

 

Теперь мы можем представить цепочку фрактальных отражений.

1-ый этап: перед нами картина;

2-ой этап: мы вариативно отражаем её часть в виде предложения;

3-ий этап: предложение можно вариативно отразить в виде слова.

Теперь возникает вопрос, а нельзя по аналогии положительно отразить слово? Лингвисты ответили, что можно, если оставить согласные. Продолжая процесс далее, мы приходим к Букве. Здесь много интересного. Но пока достаточно понять мой ход рассуждений. Итак, я доказал себе главенство Буквы. Звуки и цифры, очевидно, лишь сопутствуют.

Много времени я уделил здесь книге «Опоры моста», но лишь потому, что ни разу не слышал о ней положительного отзыва. Некоторые презрительно сравнивали её с кирпичом. Я же считаю её первым кирпичиком в отечественной теории хайку. Смею заверить, что эта вставка не исчерпывает моих исследований «Опор». С 2005-го года я дарил эту книгу всем: и друзьям, и врагам. Теперь, когда я приоткрыл её ценность, книга будет стоить, скажем, 500 рублей.

 

II.б Принципы карт Таро

 

Принять Таро в свою систему ценностей меня заставила не столько математика, вернее «Цифровой анализ» Александра Фёдоровича Александрова (1962-2013). Однажды, шутки ради, я стал тайно проверять систему Пифагора-Александрова на знакомых. Через некоторое время я настолько уверовал в психоматрицу, что уже искал объяснение любому отклонению от неё. По одной из версий в основе Таро также лежит учение Пифагора о числах.

Меня привлекло то, что изображения на картах Таро «восходят к очень древней изобразительной традиции, подразумевающей многоплановые толкования и множественные уровни понимания» («Мудрость Таро» (Духовные учения и глубинные значения карт) Рейчел Поллак, перевод с англ. А. Осипова, М.: «Энигма, 2016,с. 15).  Считается, что всё в этом мире, начиная с Души, состоит из 10 центров, которые связаны 22-мя связями. В Таро 22 высших аркана, первый из которых обозначают нулевым. Мне показалось, что и наш алфавит состоит из 10 центров-гласных, 21-ой связи согласных. Твёрдый и мягкий знаки обозначают мужское и женское начала (крайние столбцы древа). Столб «Ъ» СТРОГОСТИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ (пассивность, сжатие, левый, Диавольский, женский). Столб «Ь» МИЛОСЕРДИЯ (активности, расширения, правый, Божественный, мужской). «О», вероятно, имеет несколько ликов. С одной стороны – это гласная-центр (сефирота) «о», с другой – нулевой аркан (т.н. карта Дурак). С третьей стороны «О» — подходит и для обозначения среднего столба РАВНОВЕСИЯ (благоволение, воля, зеркальный, Всевышний). С четвёртой – «О» можно обозначить всё и вся. Эта версия косвенно подтверждается тем, что туз во многих играх часто неоднозначная карта. Таким образом, можно составить схему русского алфавита из 22-ух арканов и 10-ти сефирот. В этой теме можно утонуть. Главное, что всё приводит к мысли верховенства букв, к их предельно возможному уважению.

 

 

(Буду дописывать по мере свободного времени)

 

 

 

 

 

Добавить комментарий