ДиверсИРЯ или как трудно малышам понять наших академиков…

 

 

 

 

ИРЯ — известное сокращение названия Института русского языка им. В.В. Виноградова. ДивеРСия осуществляется исподволь, на учебниках для малышей. Итак, откроем «Морфемно-словообразовательный словарь: Как растёт слово, 1-4 классы» И.В. Гурковой (М.: «АСТ-ПРЕСС»), изданный в 2014 году под эгидой ИРЯ (программа «Словари XXI века»). На странице 24 ударение в слове «брюшко» стоит на первом слоге,что можно отнести к опечатке или корректорской неряшливости.

А вот на странице 54 детей учат, что корень у слова «дудка» – «дудк», а у слова «дудочка» – «дудоч». И это уже не опечатка, а позиция твёрдая и непоколебимая. Объяснений никаких, да и что может сказать Академия Наук ребёнку?

Исходя из других подобных разборов, можно сделать вывод, что академики решили, что чередование согласных может быть только в корне. Это и привело к столь удивительному результату. Никого не волнует, что у Даля можно найти множество родственных слов: дуда, дудочный, дудчатый, дудочник, дударь, дудник, дудчатка, дудонить, дудолить, дудок, дудала, дудыш, дудышка, дудучить. Есть и поговорки: «Поехали с дудой, и тебя звали с собой. Коли сидеть на ряду, так не играть в дуду. Коли орать, так в дуду не играть. Придёт пора, не уйдёт и дуда. Купил дуду на свою беду: стал дуть, ан слёзы идут! Беда не дуда: поиграв, не кинешь. Наша дуда и туда и сюда».

Но наши академики, вероятно, считают эти слова устаревшими или историческими, поэтому в другом «Морфемно-словообразовательном словаре русского языка: Учебное пособие 5-11 классы» (ИРЯ, М.: «АСТ-ПРЕСС», 2015) Т.В. Попова и Е.С. Зайкова на странице 258 дополняют, что «авторы придерживались синхронного, а не этимологического принципа, то есть определяли морфемную и словообразовательную структуру слова, исходя из современного состояния языка».

Закрыв глаза на этимологию (бедный Аникин!), вероятно, кое-кто из современных учёных-филологов быстренько накропали себе кандидатские, докторские и т.п. диссертации. И вот пошли по России дудкинские книжки. Например, «Разбор слова по составу: 15 000 слов, для школьников» (СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014) Ушаковой О.Д. (в дальнейшем – УОД) На странице 180 знакомая нам дудк.а (точкой я отделяю окончание, а дефисами приставки и суффиксы) с корнем «дудк».

Суффиксов стало больше. Но мало того появились настолько разжиревшие от слияния морфемы, что затмили собой лицо многих слов: мал-юсеньк-.ий (УОД, 286). После разбора слова комфорт-абельн-.ый (УОД, 249), дети поймут, что в слове «табельный» корень «т».

Напомню, что морфема – минимальная значимая часть слова. «Минимальная» означает «далее нечленимая» (на значимые части).

Теперь мы, собственно, и подошли к корню моих разногласий с академиками.

Е.А. Земская и А.Н. Тихонов, вводя интерфиксы, отмечали, что у этих элементов  нет значения, поэтому и выполняют они лишь строевую, соединительную роль. И гласных поэтому у академиков 6, а не пять мягких и столько же твёрдых. И буквы не имеют никакого смысла (не говоря уже об интерфиксах).

Следует понять, что любое знание основано на мировоззрении. Взгляды современных учёных по сути атеистичны. Атеизм – это вера в то, что земная практика – это критерий истины. Это вера в истину, построенную снизу, на основе наблюдений, коллекционирования и логического увязывания фактов. По сути, наука – чёрная дыра времени. Раньше людей науки называли наказанными. Пожалейте их товарищи судьи…

Игорь Шевченко                                                         17 июня 2016 года

Добавить комментарий